|
Шедевры Мэйдзи. Нэцкэ, окимоно, веера.
Новинка!
ИзданиеТвердый переплет . 214х320 мм 288 с. : Цв.ил. Мелованная бумага . Санкт-Петербург : Атлант, 2017. ISBN 978-5-906200-28-0 / 978-5906200280 / 9785906200280
| 2950 рублей  |
Шедевры Мэйдзи. Нэцкэ, окимоно, веера. Книга посвящена интереснейшему явлению японского искусства – миниатюрной скульптуре – нэцкэ и окимоно. В ней рассказывается о зарождении этого вида искусства от самых истоков до наших дней. Значительное внимание уделено описанию традиционных для нэцкэ форм и материалов, представлена интерпретация сюжетов, в которых отразилась мифология, история и культура Японии. Нэцкэ* и окимоно**, представленные в этой книге, находятся в частных собраниях и публикуются впервые. Так же приведены изображения и описания уникальных образцов вееров, японских мечей, цуба***, ширм и инро****. Издание предназначено для узкого круга ценителей японского искусства, искусствоведов, историков, коллекционеров, студентов и преподавателей художественных вузов.
МеткиЯпония, Нэцкэ, Окимоно, Веера, Миниатюрная скульптура, Цуба, Мечи, Инро
Содержание** Окимоно́ (яп. 置き物, 置物, букв. «вещь для того чтобы ставить [на обозрение]» ; «резная фигурка» ) — общее наименование станковой скульптуры малых размеров, предназначенной в основном для оформления интерьера.
Исторически термином окимоно обозначались небольшие скульптуры или декоративные объекты, располагаемые в токонома традиционного японского жилища. В традиционном европейском понимании окимоно — это статуэтка. Окимоно и по оформлению, и по сюжетам, и нередко по размерам бывает похоже на нэцкэ, но в окимоно отсутствует отверстие для шнура, которое есть в нэцкэ. Окимоно относится к статуэткам, выполненным из любого материала. В тех случаях, когда термин окимоно употребляется в связи с нэцке, имеются в виду скульптуры, выполненные из слоновой кости и — редко — из дерева. Такие окимоно возникли позже — не ранее XIX века и создавались они мастерами, основной специальностью которых была резьба нэцке. * Нэ́цкэ (яп. 根付 netsuke, нэцукэ) — миниатюрная скульптура,
произведение японского декоративно-прикладного искусства, представляющее
собой небольшой резной брелок. Нэцкэ использовалось в качестве подвесного брелока на традиционной японской одежде кимоно и косодэ (帯鉗), которая была лишена карманов. Небольшие вещи вроде кисета или ключа клали в особые ёмкости (называемые сагэмоно 下げ物). Ёмкости могли иметь форму кисетов или маленьких плетёных корзинок, но наиболее популярными были ящички (инро), которые закрывались с помощью бусины, скользившей по шнуру (одзимэ). Инро крепились к поясу кимоно (оби) с помощью шнура. Его связывали в кольцо, складывали пополам и пропускали через пояс. К одному из концов получившейся петли крепили нэцкэ. Узел шнура прятали в одном из двух химотоси (紐解) — отверстий нэцкэ, соединённых сквозным клапаном. Таким образом, нэцкэ служило одновременно своеобразным противовесом и изящным украшением одежды. *** Цуба (яп. 鍔) — аналог гарды у японского клинкового оружия, такого как катана и других мечей (тати, вакидзаси), танто или нагината. Цуба обычно украшена изящной отделкой и является в наши дни предметом коллекционирования. Мастерство изготовления цуб в Японии было передаваемым по наследству ремеслом. Кодекс Бусидо порицал ношение самураем колец, серёг и прочих украшений. Однако самураи нашли выход из положения, украшая ножны и цубу. Тем самым, без формального нарушения кодекса, самурай показывал свой вкус и богатство. Ошибочно мнение, что цуба выполняла также и роль гарды. Гарда — поперечная перекладина, деталь европейского клинкового оружия: меча, шпаги, сабли и т. д.. Гарда предназначена для защиты руки от оружия противника. На раннем оружии гарды не существовало вовсе. Первые варианты гарды представляли собой планку, перпендикулярную продольной оси оружия, и находящуюся в плоскости клинка. Начиная с XVI века стали появляться круглые и чашеобразные гарды, а также гарды, защищающие кисть не только сверху, но и со стороны пальцев с помощью изогнутой части, идущей от верхней части рукояти к нижней. Японская фехтовальная школа не знает блоков катаны катаной в принципе. Катана изготавливалась из стали довольно высокой твердости, но весьма хрупкой. Стоимость же катаны достигала невероятных размеров, в зависимости от её качества. Тем не менее, и катаны, ковавшиеся на поток, и катаны, изготавливаемые по спец. заказу, при встречном ударе о другую катану имели высокие шансы разлететься или выщербиться. Блоки не предусматриваются ни клинком, ни цубой, ни какой-либо другой частью катаны. Цуба, помимо чисто декоративной функции, служила также упором для кисти руки при колющих ударах. Давление, испытываемое рукой при упоре в плоскую и относительно широкую цубу, в разы меньше давления при упоре в гарду, поскольку площадь приложения силы существенно больше, чем у гарды. Эта и ряд других причин обусловили появление в кэндо колющих выпадов. Тяжелым европейским мечом с узкой гардой было гораздо тяжелее и неудобнее произвести выпад. Стоит отметить, что в зачастую рисунки на цубах были очень мирными и имели лирические мотивы, о чём говорят их названия. Например, «Бабочки и цветы», «Водяное колесо», «Колодец», «Вьюнок», «Пейзаж с горой». Есть даже цуба «Храмовые ворота». Причём она вполне могла появиться после того, как самурай, владелец меча, посещал храм Исэ, что являлось важнейшим ритуалом в жизни для каждого японца[
**** Инро (яп. 印籠 инро:) — коробочка для хранения мелких предметов. Так как в традиционном японском одеянии отсутствуют карманы, личные вещи часто подвешивались на поясе (оби) в различных ёмкостях сагэмоно (яп. 下げ物). Большинство типов сагэмоно предназначались для конкретного содержимого, например, табака (тогда это был кисет), трубки, кисточки для письма и туши. А вот инро создавался для хранения чего-либо маленького. Состоящий из нескольких отделений, вставляющихся одно в другое, инро обычно использовался для хранения личной печати и лекарств. Инро делались из дерева, слоновой кости, кости, лака. Лак использовался также для украшения инро, сделанных из других материалов. Инро, подобно связанным с ним одзимэ и нэцкэ, с течением времени превратился из чисто утилитарного предмета в объект высокого искусства и потрясающего мастерства.
Также мы рекомендуем книги
Мир самурая на оправе меча
Новинка!
Художественная оправа японского меча – уникальное явление в декоративно-прикладном искусстве. Это не просто красивое оформление клинка и ножен, это синтез изысканного дизайна и ювелирного искусства с историей и культурой Японии. Предметы, составляющие оправу меча, являются объектом изучения и коллекционирования. В первой части книги содержатся сведения о материалах и технологиях, применявшихся в изготовлении оправы меча. Дается подробный обзор школ мастеров, работавших в это...
подробнее
| 3900 рублей
 |
Шедевры Мэйдзи. Нэцкэ, окимоно, веера.
Новинка!
Шедевры Мэйдзи. Нэцкэ, окимоно, веера. Книга посвящена интереснейшему явлению японского искусства – миниатюрной скульптуре – нэцкэ и окимоно. В ней рассказывается о зарождении этого вида искусства от самых истоков до наших дней. Значительное внимание уделено описанию традиционных для нэцкэ форм и материалов, представлена интерпретация сюжетов, в которых отразилась мифология, история и культура Японии. Нэцкэ* и окимоно**, представленные в этой книге, находятся в частных со...
подробнее
| 2950 рублей
 |
Кодзука. Маленький спутник японского меча
Автор – Евгений Борисович Скраливецкий – коллекционер, специалист по оправе японского меча. В этой книге читателю предоставляется уникальная возможность (впервые в отечественной литературе) познакомится с кодзука и когаи – двумя вспомогательными инструментами, входящими в комплекс оправы японского холодного оружия. В первой части книги содержатся сведения об истории возникновения, материалах и технологиях, применявшихся при их изготовлении. Во второй части представлен каталог...
подробнее
| 1100 рублей
 |
Замки Японии.
Замки Японии. (История.Конструкция.Осадная техника.Путеводитель .)Автор – Константин Сергеевич Носов – кандидат наук, специалист по истории античности и средневековья. В книге рассматриваются история и конструкция японских замков, а также развитие осадного искусства в Японии. Монография является результатом многолетних исследований автором фортификации Дальнего Востока. Книга снабжена огромным количеством авторских фотографий и реконструкций, кроме того, она включает уникальный путеводитель по в...
подробнее
| 1100 рублей
 |
|
|